Размышления о скоротечности жизни философа Сенеки.

 
 

Размышления о скоротечности жизни философа Сенеки.




                                                         Ваха Дизигов.

                                                        /Vaha Dizigov/

 

 

Мы не получили короткую жизнь, 
а сделали ее короткой.
/ Луций Анней Сенека /

 

 

Большинство смертных жалуется,Паулин,на коварство природы, - начинает свое повествование о скоротечности жизни Сенека - дескать,рождаемся мы так ненадолго и отведенное нам время пролетает так скоро,что, за исключением разве что немногих,мы уходим из жизни,еще не успев к ней как следует подготовиться. 

 

Интересно,кто входит в эту категорию большинства смертных,которых не устраивает короткая и скоротечная жизнь.
Может быть,это очень богатые люди,которые не успели  растратить все свои сбережения и на долгие годы хотят продлить наслаждение жизнью на этой земле? 
Или  это большинство будут составлять только лишь мудрецы и философы,которые не успели понять и осмыслить вечные истины,чтобы поведать об этом простым смертным?

Вряд ли в эту категорию недовольных будут входить бедные,нищие и обездоленные.

Оказывается,- как говорит Сенека - об этом бедствии,о скоротечности жизни,сокрущаются не только многие славные мужи,но и невежественная толпа и даже чернь.

Но философа удивляет,что врачеватели и философы сокрущаются об этом.
 
- Нет, не мало времени мы имеем, - утверждает Сенека - а много теряем,Жизнь дана нам достаточно долгая,и ее с избытком хватит на свершение величайших дел,если распределить ее с умом.
В одном я могу согласиться с философом:мы не получили короткую жизнь,а сделали ее короткой и что мы не обделены ею,а бессовестно ее проматываем. 
Сенека не согласен с Аристотелем и считает,что не приличиствует мудрецу предъявлять природе претензию,что иным животным природа иногда многократно удлиняет век,а человеку, рожденному для великих дел, положила конец куда скорейший.
Разве это не повод задуматься и постараться понять эту причину короткой человеческой жизни.
Но Сенека убежден,что жизнь нам дана длинная и что она нам кажется короткой из-за наших пороков и недостатков.
Со всех сторон обступили и теснят людей пороки,- пишет он - не позволяя выпрямиться,не давая поднять глаза и увидеть истину,уволакивая вниз, на дно,и там накрепко привязывая к страстям. 
Получается,что человек привязан к своим страстям,а страсти привязывают его к определенным жизненным обстоятельствам и он находится в каком-то замкнутом круге,из которого он не в силах освободиться и осознать себя и свое место в этом мире.
Но чем мы заняты?
Сенека напоминает,что непозволительно много времени мы уделяем ненужным вещам,бесполезным увлечениям и пустому времяпрепровождению,в суете бесконечных трудов и бесплодной деятельности.
Такую человеческую жизнь философ Сенека сравнивает с умопомрачением умов человеческих.
Как пишет Сенека: - Всякий светлый разум,всякая голова,хоть раз в жизни озаренная мыслью,не устанет удивляться этому странному помрачению умов человеческих.
А как живем мы?
Вы живете, как вечные победители, - говорит нам Сенека -  забыв о своей бренности.
Философ приводит примеры людей,казавшихся всем баловнями счастья,чьи слова правдиво свидетельствуют об их собственном отвращении ко всему,что они сделали за свою жизнь.
Вы боитесь всего на свете,как смертные,- утверждает философ - и всего на свете жаждете, как бессмертные.
Может быть,действительно природа нам отпустила мало времени для наших земных дел?
Философ Сенека не согласен с таким утверждением.
Будь ваша жизнь длиной хоть в тысячу лет, - восклицает философ -  все равно она окажется ничтожно мала, клянусь Геркулесом.
Возможно,философ прав.
Если человек не руководствуется добродетелью,то наша расточительность и небрежность  оставляет нам мало времени и места  для доброй и разумной жизни. 
Жизнь продолжается и течет по своим законам и всю жизнь надо учиться жить.
Но что интересно и,возможно,нам покажется странным,но Сенека считает,что всю свою жизнь нам надо учиться не только жить,но и учиться умирать.
А как проходит наша жизнь?
Каждый несется по жизни сломя голову,- говорит философ - снедаемый тоской по будущему, томимый отвращением к настоящему.
Седые и пожилые люди нам всегда кажутся мудрыми.
Но быть пожилым или старым - это не значит,что все они действительно являются умными и мудрыми людьми.
Просто они долго были на этой земле.
Сколько нам отпушено времени для нашей жизни,чтобы мы могли выполнить все наши дела,которые возложены на нас природой?
Или нам остается только вздыхать о скоротечности нашей бренной жизни?
Кто вернет нам впустую потраченные годы на ненужные разговоры,склоки,обиды?
Где этот высший смысл жизни, которому можно посвятить всю свою жизнь?
Посмотри на свои часы.
Это же время твоей жизни - говорит философ Сенека -  однажды начав свой бег,пойдет вперед, не останавливаясь и не возвращаясь вспять,оно движется беззвучно,ничем не выдавая быстроты своего бега: молча скользит мимо.

 

Если настоящее время - это всего лишь кратчайший миг,- как говорит философ - до того краткий,что многие не признают за ним права существования и он проходит,не успев наступить.
Как человек должен успеть за такую короткую жизнь или за такой короткий миг  вырасти,совершить великие дела,создать семью,вырасти детей и дожить до глубокой старости,оставаясь мудрым и почтенным?
Может быть,отчасти прав Аристотель,когда говорит,что природа дала человеку очень короткую жизнь и что это не совсем справедливо?
А вы не пробовали заглянуть в вечные часы времени и понять,почему же для нас так мало отпушено времени,когда для некоторых животных оно отпушено намного больше.?
Разве человек не заслуживает большего?
Значит,человек всю жизнь должен стараться быть добродетельным и одна из этих доброделей - это мудрость.
Поэтому философ считает,что только те из людей, у кого находится время для мудрости, имеют досуг;только они одни и живут.
Другие же люди,ищющие  наслаждений и удовольствий,не живут а только лишь существуют.
Перечислять всех своих знакомых или даже очень именитых людей,которые впустую растрачивают свое время, вряд ли стоит,так как они уж точно не стремятся быть мудрыми.
Им это не нужно.
Никто не думает о смерти, - заключает философ - а  ведь прожили они,клянусь Геркулесом, так ничтожно мало,что следовало бы хоронить их при свечах и факелах.
Размышляя вместе с философом  о скоротечности жизни,я все-таки склонен не упрекать природу,как Аристотель,а частично согласиться с Сенекой в его выводах.
В то же время в размышлениях Аристотеля о предназначении человека на земле,который был рожден для великих дел и которому природа должна была отпустить больше времени,есть,на мой взгляд, одно неразрешимое противоречие или тайна.

 

Если мы откроем эту тайну,окажется,что Аристотель был прав отчасти,хотя  винить природу нет смысла.

Если же эта тайна или противоречие о скоротечности жизни не будет открыта,то будет прав Сенека.
Стамбул.10 июля 2012 год.
Изменять,дополнять и переделывать статью запрешено! 
При копировании статьи обязательно указывать фамилию автора. 
Копирование отдельных выдержек из статьи без упоминания фамилии автора запрещается! 
Для написания статьи использованы работы:
1.Л.А.Сенека.''О скоротечности жизни." / пер.Т.Ю. Бородай. Алетейя" Санкт-Петербург. 2001./
2.Т.Ю.Бородай."Луций Анней Сенека и его философская проза."


Обновлен 21 мая 2014. Создан 10 июл 2012