Философия о блаженной жизни философа Сенеки.

 
 

Философия о блаженной жизни философа Сенеки.




                                                           Ваха Дизигов.

                                                           /Vaha Dizigov/

 

 

 

Все,брат Галлион,желают жить счастливо,

но никто не знает верного способа

сделать жизнь счастливой.

/ Луций Анней Сенека /

 

 

Как достичь счастливой или блаженной  жизни - вот о чем размышляет один из величайших философов древности Луций Анней Сенека.
Что интересно,как и две тысячи лет назад во времена Сенеки,человечество до сих пор только лишь размышляет и спорит о важности морально-нравственных ценностей в обществе.
Так можно ли достичь той счастливой или блаженной жизни,хотя бы тем,кто в это верит и стремиться к этому?
Достичь счастливой жизни трудно,- утверждает философ Сенека, - ибо чем быстрее старается человек до нее добраться,тем дальше от нее оказывается.
Получается,что счастливая жизнь для людей так же далека и малодоступна,как и линия горизонта - чем больше двигаешься в сторону горизонта,тем она дальше удаляется.
Продолжая размышлять вместе с философом,давайте определим предмет наших устремлений и кратчайший путь к этой самой счастливой жизни,которую сама природа сделала для нас столь желанной,но и одновременно недосягаемой. 

 

Сенека говорит,что главное для нас - это не уподобляться овцам,которые всегда бегут вслед за стадом,направляясь не туда, куда нужно,а туда, куда все идут.

Чужой пример заразителен.
Одно дело когда ты идешь за толпой и можешь при желании выйти из толпы,чтобы перейти на другую улицу.Но чаще бывает так,что большинство зажато в людской массе и эта людская масса сама,как в потоке воды, несет тебя туда,куда ей нужно.
Многим людям очень комфортно в такой людской массе.
Ни за что не надо отвечать в таких случаях.
Если получится,что мы шли не в ту сторону,значит виноваты передние ряды и проще всю вину за все беды свалить на них.
А если большинство так решило,тогда еще проще.
Но весь парадокс в том,как говорит Сенека,что мы одни и те же вещи то одобряем,то порицаем;в этом неизбежный недостаток всякого решения,принимаемого большинством.
Что же тогда нам делать?
Если бы у нашего духа нашлось время передохнуть и прийти в себя - отвечает на  вопрос философ Сенека и добавляет - о, как возопил бы он,до того сам себя замучивший,что решился бы наконец сказать себе чистую правду.
Значит ли это,что все наши беды от суетной и беспорядочной  жизни?
Каждый день куда-то бежим,опаздываем,суетимся.
Не хватает время на семью,на детей,даже на себя,а потом глядишь и жизнь пролетела,как одно мгновение.
Да еще к старости если наша совесть проснется и начнет говорить духу чистую правду? 
Готов ли наш дух говорить сам себе чистую правду?
А зачем?
Чтобы потом хвататься за сердце и пить валокордин на сахаре?
Может быть,лучше оставаться в неведении?
Кому приятна эта самая правда,да еще и о себе.
Но если человек  хочет понять себя и найти свою дорогу в жизни,то должен быть готов или хотя бы искренне стремиться к этому.
Посмотри, - восклицает философ - сколько их, восхваляющих твое красноречие, толпящихся у дверей твоего богатства,старающихся подольститься к твоей милости и до неба превознести твое могущество.
Это в том случае,если ты богат,обеспечен и имеешь власть.
А если этого ничего нет?
Тогда ты находишься в общей толпе и мечтаешь вознестись вверх,где есть большие деньги,слава и ,хотя бы быть рядом с теми,кто правит судьбами миллионов.
Кто же на самом деле эти люди из толпы:возможные твои враги,восторженные почитатели,помощники или завистники?
Почему так устроена жизнь? 
Одним - царская власть,почести и богатства,
другим - жалкое существование,тяжелая служба и скромное жалование.
Есть вещи,которые нам положено терпеть,- считает философ - ибо таков порядок, установленный во вселенной.
Это значит,что мы должны соблюдать Божественные законы вселенной,если хотим быть счастливыми.
Так что же такое счастье? - сам собой напрашивается простой философский вопрос.
Это деньги,большие богатства или власть над людьми и можно ли при этом оставаться  добродетельным?
Совместимы ли такие понятия в реальной жизни?
Где находится это счастье:внутри нас или за пределами нашего духа и сознания?
Где находится это высшее благо?
Оказывается,оно лежит на поверхности.
Сенека пишет,что всякий может отыскать его; нужно только знать,куда протянуть руку.
Если это высшее благо в виде нашего общего или личного счастья так просто найти,почему же мы на протяжении тысячелетий топчемся на одном и том же месте и все ищем её и не можем найти?
Ответ у Сенеки так же прост:мы,словно в кромешной тьме,проходим рядом с ним,не замечая, и часто набиваем себе шишки,спотыкаясь о то,что мечтаем найти.
Получается тогда,что мы,как слепые котята,не видим того,что для нас важно и свято,без чего мы не можем быть счастливы в этой жизни.
Лучше бы я искал что-нибудь полезное и хорошее для себя,- говорит Сенека - для собственного ощущения,а не для показа,потому что вся эта мишура,которая смотрится,на которую оборачиваются на улице,которой можно хвастать друг перед другом,блестит лишь снаружи,а внутри жалка.
Эта мишура выглядит  жалкой для философа,но маняще-шикарна для большинства .
Под понятием "мишуры" все прекрасно понимают все те богатства и привелегии,которые делают жизнь человека комфортной или в какой-то мере счастливой.
Во всяком случае,для большинства людей богатство и обеспеченность сродни счастливой жизни .
Хотя надо заметить,что сам Сенека,если верить историческим данным, не был бедным и,похоже,что его часто упрекали за это.
А кто вам сказал,что философ должен быть бедным или нищим?
Богатство - не благо,- говорит нам философ - если бы оно им было, оно делало бы людей хорошими.
Значит, богатство следует иметь и ничего в этом нет плохого,если оно добыто честным и праведным путем,но никак не стоит его считать одним из благ.
Таким образом,у нас возникает вопрос: что есть блаженная или счастливая жизнь?
Сенека отвечает,что блаженная жизнь - это жизнь, сообразная своей природе. 
А как достичь такой жизни?
Первейшее условие - пишет философ - это полное душевное здоровье,как ныне,так и впредь;
кроме того,душа должна быть мужественной и решительной;
в-третьих,ей надобно отменное терпение, готовность к любым переменам;
ей следует заботиться о своем теле и обо всем, что его касается,не принимая этого слишком близко к сердцу;
со вниманием относиться и ко всем прочим вещам,делающим жизнь красивее и удобнее,но не преклоняться перед ними;
словом,нужна душа,которая будет пользоваться дарами фортуны,а не рабски служить им.
Чтобы иметь полное душевное здоровье,необходимо соблюдать определенные морально-нравственные законы.
Как себе представляет это Сенека?
Сенека утверждает,что никто, находящийся за пределами истины,не может быть назван блаженным.
Быть блаженным или счастливым - это значит находиться в пределах основополагающих истин,важных для жизни и существования человека.
Но а если человек отказывается от таких истин?
Тогда он отказывается от своего собственного счастья на Земле?
Как же так возможно,чтобы человек,рожденный быть счастливым,сам добровольно отказался от своего счастья и выбрал путь несчастья,который его погубит?
Все это, однако, представляется мне большим несчастьем,- удрученно замечает философ - ибо выбрать зло вместо добра - безумие.
Блаженным можно быть лишь в здравом рассудке,- добавляет Сенека - но явно не здоров стремящийся к тому,что его губит.
Вполне можно согласиться с философом:любой человек,находящийся в здравом уме и ясной памяти  должен выбирать жизнь,а вместе с ней и путь добра.
Выбирая путь зла,мы ступаем на путь безумия и своей гибели.
Что значит быть блаженным или счастливым?
Итак, блажен тот, чьи суждения верны; - заключает философ - блажен,кто доволен тем,что есть и в ладу со своей судьбой;
блажен тот, кому разум диктует,как себя вести.
Что есть высшее благо для человека?
Высшее благо есть непобедимая сила духа,умеющая противостоять плотским наслаждениям.
Тогда душа, освободившись от тревог,успокоится,- делает вывод Сенека - мысли устремятся ввысь,познание истины прогонит все страхи,и на их место придет большая и неизменная радость дружелюбие и душевная теплота;все это будет весьма приятно,хоть это и не само по себе благо,а то,что ему сопутствует.
А что делать с теми,кто наслаждение возводит в ранг высшего блага?
Неужели наслаждение может быть чем-то возвышенным?
С какой стати вы связываете вещи столь несхожие и даже более того:противоположные? - Вопрошает философ и добавляет - Добродетель есть нечто высокое,величественное и царственное;непобедимое,неутомимое;наслаждение же - нечто низменное,рабское,слабое и скоропреходящее,чей дом в притоне разврата и любимое место в кабаке. 
Какое место отдает философ Сенека наслаждению?
Наслаждение должно быть не руководителем доброй воли,- подчеркивает он - указывающим ей верное направление,а ее спутником. 
Философ также напоминает,что жажда наслаждений доводит человека  до позорнейшей жизни.
А посему смело можешь заявлять, - пишет Сенека - что высшее благо есть душевное согласие,ибо добродетели должны быть там,где лад и единство,а где разлад - там пороки.
Таким образом,философ убежден,что лишь бы впереди у нас шла добродетель,тогда любая дорожка будет безопасна! 
Так в чем же истинное человеческое счастье?
Только лишь в добродетели?
Итак,истинное счастье,по мнению философа,заключается  в добродетели.
Какую награду она сулит тебе за это? - спрашивает он 
и сам же отвечает - Поистине огромную и божественную:ты не будешь знать ни принуждения,ни нужды;получишь свободу,безопасность,неприкосновенность;никаких тщетных попыток,никаких неудач:все, что ты задумал,будет получаться,исчезнут досадные случайности,препятствующие исполнению твоей воли и твоих планов.
Значит ли это,что будучи добродетельным,мы находимся на пути к счастью?
Дорога к счастью или по Сенеке к блаженной жизни известна давно.
Соизмеряясь со своей совестью,быть добродетельным,творить добро во имя людей и для людей - вот те нравственные высоты,на которые каждый человек должен подниматься по мере своих сил.
Но,почему-то,большинство людей выбирают легкие дороги к своему счастью и небольшие высоты или начинают проповедовать наслаждение,доказывая,что это и есть  высшая нравственная ценность.
Вот почему у Сенеки всякий, устремившийся к добродетели, являет собой пример благородной натуры.
Но является ли  всякий,устремившийся к добродетели,добродетелем,если стремящийся к мудрости,как говорит философ - это еще не мудрец, достигший цели?
Если высшее благо есть  добродетель,творящее добро,во имя блаженной или счастливой жизни для всех людей на Земле,то это и есть та самая недосягаемая дорога к счастью или к блаженной жизни,которая как призрак райской жизни тысячелетиями маячит впереди, в тумане нашего будущего,появляясь и исчезая за горизонтом Времени.
Стамбул.4.июля 2012 год.
Изменять,дополнять и переделывать статью запрешено! 
Копирование отдельных выдержек из статьи без упоминания фамилии автора запрещается!
При копировании статьи обязательно указывать фамилию автора. 
Для написания статьи использованы работы:
1.Л.А.Сенека.''О блаженной жизни." / пер.Т.Ю. Бородай. Алетейя" Санкт-Петербург. 2001./
2.Т.Ю.Бородай."Луций Анней Сенека и его философская проза."




Обновлен 21 мая 2014. Создан 04 июл 2012